roula (roula) wrote,
roula

Адыгея: в край гор и водопадов. День 2. Гуамское ущелье

Спали в первую ночь как убитые и от усталости, и от впечатлений.

Птицы начали петь ещё затемно. Мы проснулись окончательно часов в шесть, но зная о том, что завтрак только ещё в девять, никуда не торопились.

Нас утро встречает прохладой... На веранде, обращённой к горе, вовсю резвятся птицы. Вот горные трясогузки.

На соседней крыше чёрный дрозд, в ближайшем кусте крапивник.

После очень позднего (и очень вкусного) завтрака выход в 10 утра. Вот как не понимала в первый день организаторов, так и не понимаю до сих пор. Зачем так поздно затвракать и так поздно отправляться в горы. Это хорошо ещё, что мы не попали в жуткую жару, в большинство дней дневная температура была около 25 градусов (ночная, кстати, опускалась до +16), но ведь куда лучше пораньше выйти, пораньше вернуться, ещё вечером тогда иметь возможность куда-то сходить самостоятельно. А так получается сочетание несочетаемого: курортный режим с некурортными наггрузками.

У соседнего дома забор выложен из крупных аммонитов, говорят, настоящих, только покрашенных.

Мы проходим по улице до площади у развлекаельного центра "Хаджохская теснина" и ввосьмером (ура, нас не 34, а 8 человек) садимся в "Газель". "Восторгу" нашему нет предела: ещё не успели отойти от переезда из Краснодара и вот опять. Я по наивности надеюсь, что ехать недалеко, девушка-инструктор называет место, куда мы едем (кстати, вся информация о предстоящем дне только от инструкторов и представителя фирмы, которого мы видели на ужине и завтраке, либо на сайте в описании тура, всё очень скудно, вот и про долгий переезд мы узнаем только в машине), оказывается, ехать через Майкоп два часа в одну сторону. Кстати, на сайте написано, что нас ждёт авто-пешеходная экскурсия. Так вот, в "Газели" мы просто едем, предоставленные сами себе, никакой экскурсии. Дорога аккуратная по Адыгее, но разбитая в Краснодарском крае.

Красивое ущелье, страшное из-за погодных условий, со страшной историей, как мирного времени, так и времен Великой Отечественной войны. Здесь раньше действовала железня дорога для вывоза леса, но теперь действует только кусочек ее в туристических целях. В те дни, когда она не работает, по ущелью можно двигаться пешком. Мы в такой день и приехали. Раз не работает железная дорога, то и туалет тоже закрыт (привет Петергофу: если музеи закрыты, туалет тоже не работает).

Идти местами узко даже без поезда, народу немало и в одну и в другую сторону (мы идём из поселка Гуамка, но сама дорога тяннется до поселка Мезмай, люди идут и оттуда).

Погибший самшит.

Слева река Курджипс, справа скалы.

Есть спуски к реке.

Всюду красивые водопады, только солнышка в этот день маловато.

Это не мусор. Это упавший когда-то и неподнятый вагон.

Карта-схема ущелья напротив работающих туалетов.

Отдохнули, на обратном пути ещё здесь остановимся, здесь есть оборудованные места для пикника, обед у нас запланирован именно в таком виде, в рюкзаках лежат овощи, консервы, хлеб.

Место впадения реки Сухая Балка в Курджипс.

Пройдя за мост ещё немного мы разворачиваемся. Честно, ждала от этой экскурсии большего. Четырех часов на разбитой газели в оба конца эта прогулка не стоит, но всё равно очень красиво, а у нас впереди в другие дни явно что-то более впечатляющее запланировано.

Когда выглянуло солнышко, сразу стали видны и ящерки.

Эту красавицу мне даже жалко: я сама успела измазаться в жёлтой краске, которой покрыли ограничительные перила вдоль тропы, но я оттерла, а вот кто ящерку отмоет?

Хорошо перекусили, чем Бог послал, что организаторы предоставили (краковская колбаса или что-то подобное, хлеб, консервы: кабачковая икра, паштет, шпроты, помидоры, огурцы, напиток узвар) и двинулись к стоянке нашей машины.

Уже в культурной части, у палаток с сувенирами, повстречали кошаков.

Это вооще чуть не попал под поезд, который почему-то пошёл в нерабочий день.

Вот он на рельсах, все кричат ему, паровоз гудит, а он не может решить в какую сторону идти.

В ожидании отправления чуть посидели на берегу, понаблюдали за горными трясогузками и хищниками. Хищников и в ущелье видела, только снять не успела. И воронов там видела семью.

Несмотря на всякие "но", впечатления от прогулки (никак не похода) остались положительные.

На обратном пути в "Газели" произошёл неприятный случай.
А всё дело в том, что коллега-турист уснул. Уснули, на самом деле почти все, кто-то раньше, кто-то позже. И я спала в какой-то момент, но не в этот, потому вроде бы все видела, а сделать ничего не смогла.
Он сидел на против меня, уснул и вдруг упал головой вниз на меня, я только руки успела подставить, как будто это поможет, так и поймала его лицо как мячик. Испугались все и сильно. Он, что мне что-нибудь сломал, я - что лицо расцарапала ему, ну и окружающие от грохота проснулись. К счастью, обошлось без травм, и вспоминаем мы это теперь со смехом, но организаторам на заметку: на таких дорогах вожитель должен быть аккуратнее, транспорт должен быть комфортнее и должен быть с ремнями безопасности. Мужчина хотел было пристегнуться, но увы, нечем.

В программе в этот день значилась ещё и экскурсия к хаджокскому дольмену, но почему-то её не было. Мы так и не узанли, почему, несколько человек из нашей группы в какой-то вечер потом съездили туда на такси.

Вечером после ужина обнаружили у себя под дверью жука-оленя. Огромный. Никогда раньше не видела и было страшновато, а вдруг заберется...

Продолжение следует...
Tags: Адыгея., Природа., Птицы., Путешествия.