?

Log in

No account? Create an account
...

СЕМЬ ПЯТНИЦ на неделе

МЫСЛИ ВСЛУХ


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
...

Круиз «ЖЕМЧУЖИНЫ ДУНАЯ» на MS «BEETHOVEN» 20 Июля - 27 Июля 2013 года



Итак, обо всём по порядку.

1. Покупка путёвки
Очень давно присматривались к круизам по рекам Европы, ещё в прошлом году, когда придумывали Прованс, хотели совместить свою программу с круизом.

В этом же году мы пошли другим путём. Сначала мы увидели круиз, который нам подошёл по всем параметрам:
- сроки: вторая половина июля;
- цена: дорого, но можно себе позволить;
- маршрут: Вена - Мельк - Дюрнштайн - Братислава - Калоча - Пушта - Будапешт - Эстергом - Вена (2 дня) (АВСТРИЯ - СЛОВАКИЯ – ВЕНГРИЯ);
- язык обслуживания: французский;
- и наличие русской группы (мы очень долго сомневались, хорошо это или плохо).

Покупали тур в «Инфофлоте», в договоре был указан другой оператор, на деле являющийся таким же посредником, а прямым же представителем французской компании «CROISIEUROPE» оказалась санкт-петербургская компания «Ника». На самом деле это не секрет, это прямо написано на официальном сайте «CROISIEUROPE», но «Инфофлот» об этом молчит.

В «Инфофлот» мы приезжали три раза: в первый раз - внести предоплату, во второй раз – оплатить полностью, а в третий раз – оплатить экскурсии.

При покупке мы получили только договор, страховку делали самостоятельно, визы у нас были. Накануне нашего отъезда в Австрию (а было это на 10 дней раньше начала круиза) позвонила менеджер «Инфофлота» и попросила ей выслать страховку.

Уже будучи в Австрии мы получили по e-mail остальные документы: посадочные талоны, точную программу круиза, карту с местом посадки на теплоход в Вене и перечень отдельно оплаченных экскурсий (как мы распечатывали эти бумаги – отдельная история). Из посадочного же талона мы узнали номер каюты. До этого мы пребывали в полном неведении. Точнее, продавец думал, что в полном, а так мы просто проследили, какая каюта исчезла с карты загрузки, и точно, это и оказалась наша. У других туристов ещё была памятка, нам почему-то такую памятку не дали. Но мы при подготовке к круизу сами отыскали её в интернете. Вот она http://nikatravel.ru/index.php?id=239&tid=23621.
И вот ещё одна – французская http://www.croisieurope.travel/fr/informations-pratiques-rub442.html . Отличия есть.

2. Посадка на теплоход.
В документах было сказано, что посадка с 18.00. Выполнив утреннюю программу в Вене, мы решили доехать до пристани без вещей, чтобы посмотреть, что, где и как. У теплохода на скамейке уже сидели наши соотечественники, которые сказали, что уже в 16.00 будут пускать. Вернувшись с вещами к 18 часам мы были радушно встречены персоналом теплохода и сопровождающей русской группы Натальей. По её реакции мы поняли, что все туристы уже на борту, и были удивлены, что ужин уже в 19 часов, а в 18.30 организационное собрание нашей группы. Времени на то, чтобы осмотреться и привести себя в порядок нам хватило еле-еле. Чемоданы на теплоход и в каюты заносили девушки (!!!),  горничные и официантки. Мне их искренне жаль. Одна из них нам показала, как включать свет и пользоваться сейфом.

На организационном собрании Наталья нам пересказала памятку. Тут же начались возмущения: кому-то не хватало стаканов в каюте (есть пластиковые в душевой, ими и пользуйтесь), кто-то требовал утюг (гладильной нет, я спрошу про утюг, но могут не дать), кто-то сравнивал с сервисом на «Ростроповиче». Наконец был задан вопрос по существу: а как нам садиться в ресторане? Наталья пожала плечами и предложила разделиться прямо сейчас. Потом и вовсе ушла от вопроса. Тогда вопрос был задан снова. Решение было интересным: столы на 6 -7 человек, нас 31, если есть группы из четырёх человек – занимайте места первыми, а остальные подсаживайтесь. Тут мы первый раз пожалели о том, что поехали с русской группой, поскольку народ буквально бросился в ресторан с криками: нас четверо, нам сказали занимать места первыми. Не дожидаясь, кстати, приглашения в ресторан по радио. А оно было. Правда, сначала пригласили датчан. Потом ещё какую-ту группу. А потом назвали нас, но снова по-французски, поэтому никто ничего не понял. Мы же спокойно вошли в ресторан и заняли свои два места.

Ура, началась наша жизнь на теплоходе «BEETHOVEN»!

3. Теперь о теплоходе.
Сам теплоход нам очень понравился. Он трёхпалубный. На нижней, средней и верхней палубах – каюты. Есть ещё солнечная палуба, над которой убирается тент для прохода под низкими мостами. На солнечной палубе очень много шезлонгов. Рискну предположить, что хватит на большую часть туристов.











При покупке путёвки я настаивала, что брать будем каюту только на верхней палубе. Там открывается окно, получается то, что в каталоге называется «французским балконом». Балкона нет, но если к раскрытому окну поставить стул, появляется ощущение балкона.


Ещё один плюс верхней палубы – там не укачивает. В отличие от нижней. Там находится ресторан и все прелести укачивания я ощутила на себе во время первого обеда. Главное, как поняли мы, не смотреть за едой в окна.

Каюта отличная, большая, по нашим меркам даже просторная. Кроватей две, с небольшим зазором между ними.


Нужна ли одна двуспальная или две кровати, мы указывали при покупке путёвки. Низковаты подушки. Мы приспособились скатывать покрывало валиком и подкладывать под подушки. Горничная каждый день этот валик раскручивала и укладывала на кровати как положено. Кроме кроватей в каюте два шкафа. В одном внизу лежат спасательные жилеты, а выше плечики для одежды (7 штук) и полка. В другом несколько полок и тоже рейка с плечиками (8 штук). На одной из полок сейф, который открывается и закрывается с помощью ключа от каюты. Стену напротив кровати полностью занимает стол, кондиционер и два шкафчика с полками. На них же стоит телевизор. Над столом зеркало, фен и одна розетка. Вторую розетку мы себе сделали, выключив телевизор.


В душевой привычная нам занавесочка, полка для умывальных принадлежностей. Над раковиной зеркальный шкафчик с полками.


Жидкое мыло «3 в 1» расположено неудобно: около раковины, над туалетной бумагой. Из душа не так-то просто дотянуться. На человека два полотенца. Если надо чистые, то утром полотенца нужно положить на пол, если останутся висеть на крючках, горничная их не тронет. Свет в каюте включается, если ключ вставить в специальное устройство, как везде в отелях. На двери висит схема эвакуации. Схему я рассмотрела, но вот так и не знаю, есть ли шлюпки и плоты. Каюту убирали каждый день. Очень аккуратно. Оставленные нами на столе бумажки (чеки, обёртки от пластыря и т.п.) не трогали. Гладильной на теплоходе нет. В стирку, видимо, тоже вещи сдать нельзя. Во всяком случае прейскуранта в каюте не было. Кондиционер работал хорошо, но из-за него в каюте было сыровато. По радио передавали в основном классическую музыку и различные объявления.

4. Жизнь на теплоходе.
Как оказалось, на теплоходе помимо русской группы были датчане, испанцы, «les passagers individuels francophones» - франкоговорящие индивидуалы, и, возможно, англичане, немцы, австрийцы – для кого-то же был текст на английском языке. Как я уже говорила, язык обслуживания на теплоходе – французский. Но все объявления дублировались на испанском и английском. На этих трёх языках говорили директор кризы и аниматоры. У датской группы была переводчица. Для нас переводила Наталья. Надо заметить, что Наталья переводила не всё, а только «в необходимом (по мнению Туроператора) объеме» информацию.  Так, были переводы меню обедов и ужинов (иногда с ошибками), приглашений на обеды и ужины. При этом приглашения на развлекательные мероприятия не переводились и не всегда даже упоминались в русском тексте программы на день, хотя развлекательные и познавательные мероприятия на борту входят в стоимость путёвки.





Если интересно, можете сравнить меню и программу одного и того же дня на русском и иностранном языках. Программы и меню других дней можно посмотреть здесь .

Чтобы приобретать напитки в баре, необходимо сначала приобрести за 30 евро карту напитков. Наталья всем предложила помощь. Мы брать карту напитков не стали, поскольку кроме напитков в баре ничего нет. Даже мороженого. А напитков и так достаточно за обедом и ужином.

На второй день перед ужином состоялось знакомство с экипажем: капитан, дирекция круиза, аниматоры, шеф-повар и повара, официанты и горничные, бармены, музыкант, метрдотель - вот те люди, которые сделали наш отдых отдыхом.


















Здесь же нам показали, как надеть спасательный жилет и предложили потренироваться, а потом прыгнуть за борт в жилете, взяв с собой карту напитков и заказать себе что-нибудь в баре. С чувством юмора у экипажа всё в порядке!




Аниматор Жоэль - вообще умничка. Он владеет испанским, французским, английским языком. Явно хочет выучить русский, пытается запомнить приветствия и использовать их в общении.


Метрдотель тоже здоровалась всегда по-русски.


Все очень приветливы и доброжелательны.

Питание отличное. Шеф-повар – венгр, но это не значит, что еда была только венгерской. Ужины были тематические: эльзасский, венгерский, венский.




Хотя язык обслуживания французский, официанты между собой общались по-венгерски, а с нами, туристами, в основном по-английски. На бейджиках у них было указано, какими языками они владеют.

Гала-ужину предшествовал аперитив. Капитан старательно произнёс на всех языках, в том числе и русском, приветствие. Молодец!

А как пронесли на гала-ужине десерт по ресторану! Мммм…



















Как таковой путевой информации на теплоходе не было. Всего несколько раз нас предупредили о достопримечательностях: когда во время обеда мы проходили базилику Эстергома, перед самым большим на нашем пути шлюзом, а также о времени прохождения по ночному Будапешту. Есть понятие «сценическое плавание по Дунаю», но, к сожалению, всё самое интересное за бортом приходилось на обед и ужин. В этом очень сильное отличие от наших круизов.

Развлекательная программа небольшая. Не было мероприятий для детей, но и детей не было, всего два ребёнка на весь теплоход. Они участвовали вместе со взрослыми. Предлагались всякие викторины, аперитивы перед ужинами сопровождались различными конкурсами, в один из дней экипаж подготовил сюрприз – целую концертную программу. Мы поучаствовали в заключительной викторине, но без интернета и как назло пропавшей сети МТС это оказалось сложновато. Все развлекательные мероприятия шли на французском языке, викторины переводились ещё на испанский и английский.



5. Экскурсии.
Мы приобрели не все предлагавшиеся экскурсии. Автобусы везде были комфортабельные. Очень хорошая экскурсия была в Мельке. В Братиславе не повезло с экскурсоводом, мы ушли с экскурсии и гуляли самостоятельно. Просто отлично нам показали Будапешт. Правда, почему-то экскурсовод сказала, что гора Геллерта не входит в программу, но потом всё равно нас туда отвезли. В программе она указана. Та же экскурсовод показывала нам крепость Вышеград и базилику в Эстергоме. По мне, на Вышеград надо отводить гораздо меньше времени, а на Эстергом больше. Кроме базилики в Эстергоме мы вообще ничего не увидели. Экскурсию на ферму в венгерскую пушту из Калочи мы приобретали, но не поехали. Те, кто съездили, были довольны. Ещё предлагались и другие экскурсии, мы их не стали приобретать, хотя такая возможность была не только заранее, но и на теплоходе.
На стоянках на стойке регистрации лежали карты и памятки по пребыванию в данной стране (место стоянки теплохода, валюта, транспорт, что посмотреть и т.п.) на французском, английском и испанском языках.




Ничего аналогичного на русском языке не было. Не было и никакой устной информации по месту стоянки от сопровождающей нас Натальи. Нас сразу предупредили: «Если вы услышали информацию на другом языке, а её перевод не последовал, это не значит, что я забыла, а значит, она вас не касается» Но мы-то слышим информацию, можем перевести, и понимаем, что она нам интересна, а значит, может быть интересна и другим, не владеющим иностранными языками.


6. Русская группа на борту.

За нас, русскую группу, иногда становилось стыдно.
Вино, пиво, сок, вода, чай, один кофе во время обеда и ужина входят в стоимость и подаются практически в неограниченном количестве. Хочешь - бокал, хочешь – два, хочешь – пиво, хочешь – вино,. Некоторые этим злоупотребляли до соответствующего состояния. Обед и ужин строго регламентированы. Длятся очень долго. Об этом сказано в памятке. Подача блюд и заказ напитков проходит в установленном порядке от одного стола к другому, но наши туристы буквально хватали проходящих официантов за рукав, требуя как можно быстрее принести именно им вино, пиво или что-то ещё, чуть ли не выдергивали с подноса кофе, который на данный момент предназначается совсем другому столику. Войдя в ресторан, некоторые тут же бросались к стоявшей в углу единственной вазе с фруктами и растаскивали их по своим столам, несмотря на то, что фрукты в меню ни на обед, ни на ужин не значились, потом уносили в каюты…

Нашей группе сделали замечание за поведение и шум в ресторане во время выступления дирекции круиза с важной информацией для французских туристов.

Мы из окна каюты наблюдали, как подъехала после экскурсии по Вене группа иностранцев и как они по одному подходили к экскурсоводу, благодарили и давали чаевые. У нас же во время экскурсии по Будапешту организовали сбор чаевых в специальный кошелёчек, естественно, с последующим обсуждением за столиками во время ужина, кто сколько дал, а кто пообещал, но не дал вовсе.

Кстати, о чаевых. Перед окончанием круиза в каждую каюту положили конвертик для чаевых. Ни в одной памятке непосредственно компании размер чаевых за весь круиз не указан, не был он оговорён и в выступлении директора круиза на заключительном обеде, просто было сказано, что конвертик, желательно с деньгами, можно опустить в специальную урну. У нас же и в памятке говорится о 5-7 евро с человека за каждый день круиза, и Наталья во время перевода этого выступления «необходимую» сумму назвала.

Вообще возникало ощущение какой-то обособленности русской группы, чуть ли не изолированности, автономности, может быть так точнее. Скорее это не к сопровождающей претензии, а к «Нике», составлявшей её должностные инструкции, или даже непосредственно к «CROISIEUROPE», но осталось непонятным, почему мы чётко видели работу аниматоров и директора круиза, всегда была вместе с ними сопровождающая датчан, а вот Наталья оставалась в тени, а не работала с ними в одной связке.


Но несмотря ни на что, круиз удался. Удался на славу. Работа непосредственных организаторов, французской компании «CROISIEUROPE» практически безупречна. Спасибо им. Мы очень довольны круизом в целом, а в будущем (надеюсь, нам удастся это когда-нибудь повторить) мы просто учтём уже имеющийся у нас опыт.


  • 1
aresh 31 июля, 2013
«У нас же и в памятке говорится о 5-7 евро с человека за каждый день круиза»

Ну надо же хоть как-то компенсировать количество выпитого..

trophikana 31 июля, 2013
Так много всего полезного! Спасибо! Ждём продолжения:)

roula 1 августа, 2013
Мы когда готовились к круизу выискивали всё в интернете буквально по крупинке. Очень мало отзывов о зарубежных круизах. Поэтому и писала подробно, как это было. Отдельное спасибо x_ledi за советы.

Edited at 2013-08-01 05:46 (UTC)

quichenotte 31 июля, 2013
Я думаю, что история с чаевыми, потому что компания французская: как правило, обслуживание включается в уплачиваемую цену. Именно поэтому в ресторанах можно прочитать на счете service compris 15%.

roula 1 августа, 2013
И на российских теплоходах, где мы раньше бывали, и на этом, французском, в конце круиза кладут в каюту конверт для чаевых. Хочешь - оставляешь, хочешь - нет. Только для нас ещё и размер указывают и напоминают. Не очень приятно. Хотя у нас в России и в кафе можно прочитать на счёте: вознаграждение официанту в размере 10% приветствуется.

Чуть поправила в посте, как это было.

Перед окончанием круиза в каждую каюту положили конвертик для чаевых. Ни в одной памятке непосредственно компании размер чаевых за весь круиз не указан, не был он оговорён и в выступлении директора круиза на заключительном обеде, просто было сказано, что конвертик, желательно с деньгами, можно опустить в специальную урну. У нас же и в памятке говорится о 5-7 евро с человека за каждый день круиза, и Наталья во время перевода этого выступления «необходимую» сумму назвала.

o_tempores 31 июля, 2013
ух ты, как здорово! я и не знала, что такое бывает. боюсь предположить даже, сколько такой круиз может стоить..
как вам Будапешт? )

roula 1 августа, 2013
Будапешт шикарен, времени на него не хватило, надо будет вернуться.

_hedwiga_ 1 августа, 2013
Отличный отчет!

roula 1 августа, 2013
Спасибо. Вдруг кому-нибудь пригодится...

anasty23 1 августа, 2013
очень круто! шикарный теплоход)

roula 1 августа, 2013
Ага, до сих пор не верится, что я там была:)

Edited at 2013-08-01 13:25 (UTC)

alisha_96 1 августа, 2013
спасибо Вам за рассказ...лишний раз убедили - то, что заявлена русская группа скорей минус, нежели плюс в круизах по Европе...и толку от вашего сопровождения по- русски?

roula 1 августа, 2013
Вот именно, что толку никакого, только лишняя переплата. Тот же круиз у самой компании стоит гораздо дешевле.

sergeybond 1 августа, 2013
Интересно. Как мне кажется уровень на порядок выше российских круизов, хотя я и не имею пока такого опыта путешествия)

roula 1 августа, 2013
Здесь уровень если и выше, то совсем чуть-чуть, есть теплоходы выше классом. Я думала попытаться сравнить, но это нереальная затея.
Рекомендую в качестве растительного отдыха: спать, есть и иногда гулять:)

mila_hunguide 1 августа, 2013
Ну вот, ждала о будапеште, а у вас как раз на него времени не хватило! :)
непременно приезжайте снова, у нас есть чем удивить даже бывалых туристов!

roula 1 августа, 2013
Для первого знакомства хватило, но хочется, конечно, больше. Теплоход стоял в городе сутки, но из-за графика экскурсий и питания свободного времени почти не было. Зато мы видели ночной Будапешт. А если бы приехали на один день из Вены - не увидели бы.
Обязательно приедем, мне он очень понравился.

listef 1 августа, 2013
спасибо, очень интересно!
а мы ездили в автобусную экскурсию "Будапешт-Вена-Прага" и по ночному Будапешту плавали час на кораблике(с шампанским)... это незабываемо!

roula 2 августа, 2013
С шампанским - здорово!:) У нас была возможность в этом круизе увидеть ночной Будапешт три раза, но я решила две ночи все-таки спать. А народ гулял по лунной солнечной палубе, любовался. Я тоже посмотрела в результате. Шикарное зрелище.

Edited at 2013-08-02 11:02 (UTC)

listef 1 августа, 2013
не экскурсию, а тур, конечно. :)

renidens 2 августа, 2013
Уль, так интересно! Я всё надеюсь, что когда-нибудь допишу пост про круиз вдоль Южной Америки :)

Пока читала аж сама начинала злиться на вашу сопровождающую, девушка явно очень расслабленно к работе относится :( Вот это «Если вы услышали информацию на другом языке, а её перевод не последовал, это не значит, что я забыла, а значит, она вас не касается» - просто ужас-ужас :-/
Знаешь, насчет обособленности русской группы - уверена, здесь проблема именно в языковом барьере и, на мой взгляд, вечном страхе многих соотечественников, что не так поймут, косо посмотрят.

Про вот это "При этом приглашения на развлекательные мероприятия не переводились и не всегда даже упоминались в русском тексте программы на день, хотя развлекательные и познавательные мероприятия на борту входят в стоимость путёвки." - с одной стороны, получается, что раз развлекательные программы проходят на иностранном языке, то русским туристам будет бессмысленно в них участвовать, а с другой стороны - видимо, самой Наталье не хотелось ходить на эти мероприятия и переводить.

Про конвертики для чаевых в каютах - это жесть! :( Но с другой стороны, персонал тоже понять можно.
А вот с чаевыми для гида, наоборот, мне бы больше понравилась идея с кошельком, т.к. здесь всегда есть возможность остаться в тени, если лично тебе не понравилось. Но это не значит, что надо оптом всем рассказывать, что дал чуть ли не сто евро, когда засунул мятую пятерку :)

В любом случае, очень рада, что вы так классно сплавали!! :)

roula 2 августа, 2013
Да, отношение к работе у сопровождающей ты правильно определила, тем более, что я ещё не все её "косяки" расписала. Комплексов у соотечественников я не заметила. Те же датчане тоже были обособленны, но они были все вместе и принимали во всём участие вместе. И их сопровождающую я видела чаще, чем нашу. Она явно работала.

Ир, посмотри, тебе будет интересно, внимательно у меня в альбоме на яндексе, на 2 и 3 страницах, как переведены программа на день и меню. Типа, раз русские языка не знают, то и не поймут, что сыр реблошон - это не камамбер? http://fotki.yandex.ru/users/roula/album/152171/?&p=1 Почему аперитив до ужина надо перевести как "Игра на иностранном языке"? Да, игры при этом были. Но неужели люди, не знающие языка не смогут хотя бы посмотреть на других и им похлопать, ведь, например, без слов понятно, что надо станцевать в паре и удержать телами воздушный шарик.

Конверты для чаевых и у нас в круизах. Хочешь - клади, хочешь - нет. Но никогда не называется желаемая сумма. И здесь французская компания её не назвала. А "наши организаторы" считают нужным указать эту сумму.

Про кошелёк. Это мне напомнило массовые поборы, когда я заканчивала институт, типа, иначе не сдадим. И ещё "Но это не значит, что надо оптом всем рассказывать, что дал чуть ли не сто евро, когда засунул мятую пятерку :) " это не самое плохое, самое плохое, что потом чуть ль не пальцем тыкали в того, кто вообще не дал.

А сходили мы действительно потрясающе - вроде тоже круиз, тоже по реке, а все равно что-то другое. Спасибо, что прочитала:))

renidens 2 августа, 2013
Про зажатость - больше из личных наблюдений, но у наших такое есть, этого не отнять.

Датчанка молодец! А ты будешь писать отзыв на официальной странице Ники?

Да-да, я прочитала))) реблошон и камамбер - смешно!
Я просто никогда не сталкивалась с конвертами для чаевых, даже не слышала о таком! Знаешь, в принципе я могу понять почему озвучили сумму. Уверена, что в таких круизах могут плыть не самые опытные путешественники, которые понятия не имеют сколько давать - от 5 до 100 евро, а тут им хоть какой-то ориентир. Так что, здесь, имхо, больше проблема в формулировке сколько нужно давать.

Про массовые сборы - блин, а мы в универе не давали ничего :) Только на 2м курсе покупали на сдвоенные пары семинаров для препода торт "с масляными розочками" - он любил озвучивать, что такие торты любит, а поскольку занимались мы на кафедре, и он в обязательном порядке поил нас чаем, приносить вкусное вошло в привычку, как в гости идти :)
Касательно экскурсий: очень давно я с бабушкой ездила в Прагу и Карловы Вары, мы были в составе группы, хотя если я правильно помню, на их плечах было в основном встреча/проводы, экскурсия по Праге и поездка в К.Вары. Тётка, которая была сопровождающей, нам с бабушкой не нравилась, хотя некоторые члены группы ей пели дифирамбы и в конце тура они лично(!!!) обходили всех со словами, что надо этой Мане(не помню как её звали) дать денег, она ж так прекрасно нами занималась. Бабушка что-то там положила, больше чтобы не собачиться с остальными. Так что, в условиях анонимного конверта, который пускают по автобусу, неловкая ситуация была бы менее неловкой.

Конечно прочитала, очень интересно было! Ещё в первый день, когда ты пост повесила, просто хотела нормально коммент написать - с компа, а не планшета :)

roula 2 августа, 2013
Тогда это будет не отзыв, а жалоба, захотят - сами прочитают. В общем-то жаловаться не на что, мы просто поняли, что нам такое сопровождение не нужно.
А у нас в университете собрали такую сумму с 70 человек, что мне такая тогда только присниться могла. Хотя, сейчас, наверное уже столько с одного человека собирают.
Чаевые - это вообще вопрос очень спорный, здесь же даже собственное настроение играет роль. А у нас на этой экскурсии получилось так, что были только 100-евровые купюры и центы. Мы несколько евро (без центов) по все карманам искали (мелочь в поездках носим в карманах, а не в кошельке, так удобнее:)) Тоже не очень-то вышло.

andreimos 31 августа, 2013
Ну вот в морских круизах, насколько я знаю, чаевые - это дополнительная строка в стоимости круиза. Там даже точно оговаривается сумма. И она фактически обязательна к оплате, я даже не представляю, что будет, если её отказаться платить ))

roula 31 августа, 2013
Здесь тоже чаевые в общем-то обязательны. Вопрос в том, как это было преподнесено французам и как нам.

  • 1