...

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
кораблик

Круиз на "Пушкине". Свирьстрой

Спустя всего час после отправления из деревни Верхние Мандроги теплоход пришвартовался в поселке Свирьстрой.

Мы уже третий раз в этом месте.
В 2005 ездили в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
В 2012 гуляли по посёлку, искали на "зелёной стоянке" зелёные места.
В этот раз решили посмотреть сам посёлок.

Что рассказывают о Свирьстрое по радио на теплоходах? Примерно одно и то же, вот эти тексты.

В начале 20 века на реке Свирь началось строительство плотины и гидроэлектростанции. В связи с этим недалеко от Лодейного поля и возник поселок Свирьстрой. Во время Великой Отечественной войны город Лодейное поле защищал дорогу на Ленинград. Поселок Свирьстрой и гидроэлектростанция были полностью разрушены. <...> Пожалуй, единственная достопримечательность самого поселка – огромный памятник Кирову, стоящий недалеко от пристани. Иногда ещё говорят, что ГЭС носит имя академика Г.О. Графтио, который проектировал станцию. И всё.

В этот раз мы услышали небольшой рассказ из истории строительства ГЭС и примерно такую фразу "смотреть в общем-то здесь нечего, кроме памятника Кирову", поэтому всех активно зазывали на дополнительную (то есть за отдельную плату) автобусную экскурсию в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь или купаться на пляже.

Купаться лучше в заливчике реки Свирь, который расположен в 5 минутах ходьбы от пристани. Здесь есть небольшой песчаный пляж, а вода значительно теплее, чем в самой реке. После спокойного отдыха на теплоходе хорошо также поиграть в волейбол или просто погулять.

Вот мы и решили пройти по посёлку, а точнее всего по двум улицам (сам посёлок больше) с целью поиска достопримечательностей.

Особо нетерпеливые и местные мальчишки купаются прямо тут же на причале.

Первым делом туристы попадают на Вепсскую ярмарку. Карту ярмарки снимала в 2012 году, но тогда 14 августа, она была живой, а в этот раз работало всего несколько палаток, зверинец и птичий двор были пусты. У выхода с ярмарки мы купили малину и голубику . На карте значится маяк - ни в тот раз, ни в этот его не нашла.

У выхода с ярмарки на площади стоят автобусы, отправляющиеся в монастырь на экскурсию. Здесь же справа небольшой магазинчик, в котором, как мне кажется, очередь никогда не кончается, зато есть кондиционер.

На всё это смотрит Киров. Памятник установлен в память того, что Киров приезжал сюда вместе с Графтио перед постройкой ГЭС.

Если пройти мимо памятника, никуда не сворачивая, можно оказаться на берегу другой реки (а не заливчика Свири, как пишут в некоторых путеводителях), которая называется Мунгала. То, что это река, видно на любой карте.

Мунгала — река в России, протекает по Лодейнопольскому району Ленинградской области.
Исток — у платформы Тениконда. Течёт на северо-запад. Устье реки находится в 83 км по левому берегу реки Свири, в посёлке Свирьстрой. Длина реки составляет 11 км.

Сюда отправилась большая часть туристов, не поехавших на экскурсию. Здесь мы гуляли в прошлый раз ранним утром.

Пляж на улице Озерки.

На карте можно увидеть ещё один пляж, но к нему нужно идти в другую сторону от причала, поскольку он находится на другом берегу, а река здесь делает крутой изгиб.

Мы же чуть возвращаемся назад и сворачиваем на улицу Графтио. На карте я обозначила те места, которые нас заинтересовали.

Под номером 1 - памятник Кирову.

На улице Графтио интересные по архитектуре и почти одинаковые дома. Построены они сразу после окончания войны. Нашла в интернете объявление о продаже одного из таких домов, годом постройки числится 1948 г.

Проходим улицу до самого конца.
Справа (под номером 2 на карте) здание администрации посёлка. В этом же здании ещё и сбербанк, и отделение полиции.

Напротив (под номером 3) Православный храм Св. Николая Чудотворца.

Церковь в пос.Свирьстрой является подворьем Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Устроена она была в 1998г. в здании бывшего поселкового магазина (пустовавшего до этого на протяжении 12 лет).

Перед зданием администрации (номер 4) небольшой памятник  свирьстройцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Перед памятником развилка. Мы не идём к шлюзу, посмотрим на него с теплохода, а выбираем проспект Кирова, по которому движемся в сторону причала.

Под номером 5 здание Дома Культуры.

На территории посёлка расположен Дом культуры. В 2008 году проведён полный капитальный ремонт здания. Приобретена современная аппаратура и светотехническое оборудование.
В здании Дома культуры расположена Свирьстройская библиотека, в которой есть ЦОД (Центр общественного доступа), Интернет, информационно-правовая база Консультант-плюс. Полностью укомплектован и постоянно пополняется книжный фонд.

А за ним в небольшом сосновом перелеске на берегу Свири Братская могила советских воинов (под номером 6), погибших в борьбе с фашистами, и памятник Неизвестному солдату. Списки захороненных есть на сайте Администрации посёлка.

Этот памятник, кстати, видно и с теплохода.

Вот такая лавочка около Братской могилы.

Виден вход в шлюзовой канал.

По проспекту Кирова ездят машины, нам милее улица Графтио, мы возвращаемся на неё по улице Радченко.

А оттуда, заглянув в магазин и убедившись, что очередь слишком длинная, идём к теплоходу. Жарко очень, да и хочется отдохнуть.

Вот сколько хожу в круизы, столько гадаю: по какому принципу теплоходы причаливают носом то в одну сторону, то в другую. Одно время думала, что всегда против течения, но "Александр Пушкин" заставил меня в этом усомниться. Дело в том, что "Коротков" два года назад стоял носом в другую сторону.

Стоянка была три часа, конечно, на всю прогулку ушло гораздо меньше времени.

Но вот уже пора отправляться. Теплоход задержался - автобусы с экскурсии приехали поздно, ну а некоторые туристы ещё и по ярмарке решили прогуляться. Наконец, все на борту.

На территории Вепсской ярмарки видна Часовня Иоанна Воина (2012 г.)

А вот сейчас наша задача не пропустить памятник, обозначенный на карте под номером 7.

Это памятник Графтио. К сожалению, не угадала расстояние до него с идущего мимо теплохода и взяла на палубу не тот объектив

Вот такие достопримечательности есть в поселке Свирьстрой. А о его истории подробнее можно узнать на сайте Администрации посёлка.

• 1
trophikana 18 августа, 2014
Интересная получилась прогулка. Мы тоже как-то долго гуляли по Свирьстрою. В 2005 году нас не пустили в Ладогу, мы тогда возвращались в Питер на "Цезаре". Вместо Валаама нам организовали экскурсию в Александро-Свирский монастырь, а потом у нас была уйма свободного времени, мы стояли с ночёвкой.Но тогда мы не нашли так много памятников. Может их и не было:)

roula 19 августа, 2014
А мы в июне 2005 г. прошли , но где-то качало. Мне почему-то кажется, эти памятники были, просто до них мало кто доходит.

trophikana 19 августа, 2014
А мы были во второй половине сентября, в это время всегда качает:)
Теперь будет повод ещё раз посетить это место, побродить по Свирьстрою и поискать памятники.

Может ещё что найдёте:)

ryzhaya_kysya 18 августа, 2014
а купаться??

roula 19 августа, 2014
Да ну, там все друг на друге.